Рынок негосударственной экспертизы в период экономической нестабильности

Интервью газете Строительный Еженедельник дает Заместитель руководителя Санкт-Петербургского филиала Мосгосэкспертизы - Добровольский Юрий Сергеевич

Корр.: Как финансовая рецессия в экономике отражается на рынке негосударственной экспертизы? Какие основные моменты, кроме экономического спада, препятствуют развитию данного института в настоящее время?

Инт.: Рецессия экономики или её стагнация, в любом случае негативно отражается на промышленности, развитии рынков. Строительный – не исключение. Но рецессия – всё-таки не кризис, а лишь умеренное падение производства с замедлением роста ВВП, а это значит, что развитие идёт, просто медленнее. Но в данном случае, говоря о развитии/совершенствовании института негосударственной экспертизы, не должно иметь значение есть в экономике спад или нет. Приведу аналогию, которая на первый взгляд может показаться необычной. Всем известно, что в религии существует понятие греха, и не важно, маленький он или большой. Он есть, и за него нужно отвечать, независимо от его глубины и размера. Институт негосударственной экспертизы должен функционировать так, чтобы независимо от того, будет ли построено сто домов в момент строительного бума/экономического подъёма, или будет построен всего один дом в момент спада экономики, даже этот один дом обязательно, безапелляционно должен отвечать главным параметрам строительного объекта – безопасности и качеству.

Сегодня негосударственная экспертиза находится в двояком положении, противоречащем самому себе статусе. Негосударственная экспертиза, имея государственно-властные полномочия (положительное заключение является основанием для выдачи разрешения на строительство), приравнена к государственной, но осуществляется в более выгодных условиях, что приводит к выдаче заключений, не отвечающих требованиям действующего российского законодательства и проводится на более льготных условиях, чем государственная, а именно:

  • негосударственная экспертиза может проводиться на всей территории РФ без привязки к месту нахождения земельного участка под строительство или реконструкцию объекта.
  • за проведением государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий осуществляется контроль Минстроем России, уполномоченным в области строительства (в отличие от Федеральной службы по аккредитации, контроль которой сводится к проверке выполнения негосударственной экспертизой формальных требований закона (о количестве аттестованных экспертов и т.п.) и которая не способна контролировать полноту и качество проведения негосударственной экспертизы).
  • негосударственная экспертиза не относятся к органам госвласти, что затрудняет обжалование заключений негосударственной экспертизы по правилам гл. 25 ГПК РФ и гл. 24 АПК РФ. Также она не имеет реестра выданных экспертных заключений.
  • Сроки и стоимость государственной экспертизы установлены законом, а сроки и стоимость негосударственной определяются самой организацией вместе с заявителем, при том, что закон предъявляет к ней заниженные требования:
    1. наличие по месту основной работы соответственно не менее 5-ти аттестованных экспертов;
    2. наличие у юрлица сайта в сети «Интернет»;
    3. наличие регламента проведения негосударственной экспертизы, утверждённого приказом руководителя юрлица и размещённого на сайте такого юрлица в сети «Интернет».

В последнее время на негосударственную экспертизу поступает много жалоб, указывающих на системные нарушения, которые, к сожалению, только расширяют свой ареал распространения.

Основные нарушения:

  • проектная документация, получившая положительное заключение, содержит серьёзные нарушения требований техрегламентов и нормативных документов, обеспечивающих надёжность и безопасность объектов капитального строительства;
  • в нарушение ст.ст. 49, 50 ГрК РФ негосударственная экспертиза проводится не аккредитованными организациями;
  • в нарушение ч.4.6 ст.49 ГрК РФ, п.36 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утверждённого постановлением Правительства РФ от 5 марта 2007 г. № 145, заключения готовятся и подписываются не аттестованными и не имеющими статуса эксперта лицами;
  • применяются недействующие нормативные технические документы;
  • предмет экспертизы определяется в нарушение ч.5 ст.49 ГрК РФ и п.27 Положения об организации и проведении государственной экспертизы;
  • в нарушение ст.48 ГрК РФ, постановления Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» проектная документация представляется и рассматривается в составе, не соответствующем требованиям указанных нормативных актов;
  • в нарушении ч.9 ст.49 ГрК РФ и п.34 Положения об организации и проведении государственной экспертизы, заключения негосударственной не содержат необходимых выводов о соответствии проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий;
  • заключения оформляются с нарушением требований к составу, содержанию и порядку оформления, установленных приказом ФА по строительству и ЖКХ от 2 июля 2007 г. № 188. Также допускается представление поддельных документов и заведомо ложных сведений (трудовых книжек, дипломов и т.д.), что значительно снижает безопасность объектов капитального строительства и создаёт реальную угрозу жизни и здоровью людей.

Корр.: В марте на очередном совещании вице-премьер Дмитрий Козак, поставил задачу подготовить комплексные предложения по совершенствованию института экспертизы в целом. Какие меры с Вашей точки зрения могут привести к таким улучшениям?

Инт.: Сегодня остро назрела необходимость введения единых правил для государственных и негосударственных экспертных организаций и унификация требований к проведению экспертизы. И эти правила, безусловно, должны быть направлены на повышение качества и безопасности строительства, жёсткого соблюдения российских законов, защиты всех объектов (а не только тех, которые подлежат государственной экспертизе и защищены априори), закрытии лазеек для недобросовестных “экспертов”, выдаче не только непрофессиональных положительных заключений, но даже фальшивых и ложных.

Предлагается ряд мер, которые, по мнению Мосгосэкспертизы, сегодня крайне необходимы.

  1. Признать постановление Правительства РФ от 31 марта 2012 г. № 272 «Об утверждении Положения об организации и проведении негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий» утратившим силу, распространение действия постановления Правительства РФ от 5 марта 2007 г. № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» на негосударственную экспертизу в полном объёме. Это установит единые требования в части срока проведения экспертизы и размера платы за неё и лишит негосударственные организации возможности варьировать цену в своих интересах и затягивать сроки, создавая неравные условия для разных организаций, что противоречит Федеральному закону от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Запретить негосударственной экспертизе осуществлять архитектурно-строительное проектирование и (или) выполнять инженерные изыскания, установленные для государственной экспертизы (ч. 4.4 ст.49 ГрК РФ).
  3. Дать Минстрою России полномочия по контролю негосударственной экспертизы и установлению содержания и формы отчетности для негосударственной экспертизы, с внесением изменений в ГрК РФ и Положение о Минстрое России, утверждённое постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. № 1038.
  4. Минстрою России вместо приказа Росстроя от 2 июля 2007 г. № 188 издать новый приказ, устанавливающий единые требования к составу, содержанию и порядку оформления заключения экспертизы (как государственной, так и негосударственной).
  5. Усилить контроль и повысить требования к организациям, аккредитованным на проведение негосударственной экспертизы. А именно:
    • повысить минимальное число аттестованных работников (п.1 ч.2 ст.50 ГрК РФ), с 5-ти до 20-ти, что соответствует числу разделов/подразделов проектной документации. Это гарантирует соблюдение требования п.36 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утверждённого постановлением Правительства РФ от 5 марта 2007 г. № 145, согласно которому, эксперт проводит государственную экспертизу и осуществляет подготовку заключения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий в отношении 3-х разделов/подразделов проектной документации и(или) результатов инженерных изысканий, которые соответствуют направлениям деятельности этого эксперта, указанным в квалификационном аттестате.
    • наделить Росаккредитацию полномочиями проверки аккредитованных лиц, получения от них объяснений по факту нарушений и направления им предписаний об устранении нарушений, с внесением дополнений в Положение о Федеральной службе по аккредитации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 17 октября 2011 г. № 845.
    • внесение изменений в Правила аккредитации юрлиц на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и(или) результатов инженерных изысканий, утверждённые постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. № 1070, предусматривающих:
      1. обязанность юрлица представлять для аккредитации нотариально заверенные копии документов, подтверждающие факт осуществления работником деятельности по трудовому договору с юрлицом по месту основной работы;
      2. расширение оснований для аннулирования аккредитации;
      3. направление Росаккредитацией информации о приостановлении или аннулировании аккредитации в Минстрой России, органы государственного строительного надзора и прокуратуру.
  6. Ужесточить ответственность за нарушения проведения экспертизы и усилить контроль за её результатами, а именно:
    • ввести уголовную и административную ответственность за выдачу заведомо ложного заключения с внесением соответствующих изменений в УК РФ, УПК РФ, КоАП РФ;
    • расширить круг субъектов, которые вправе обжаловать заключение экспертизы в экспертной комиссии, предусмотренной ч.12 ст.49 ГрК РФ;
    • ввести основания для аннулирования квалификационного аттестата эксперта: установление факта участия эксперта в подготовке заведомо ложного заключения; неоднократное в течение года не подтверждение выданного заключения экспертной комиссией, предусмотренной ч.12 ст.49 ГрК РФ, и(или) соответствующим судом.
    • возложить на органы, выдающие разрешения на строительство, обязанности по проверке соответствия представленных документов требованиям законодательства, и ввести основание для отказа в выдаче разрешения на строительство при несоответствии представленных документов требованиям. Сегодня уполномоченный орган не обладает полномочиями по проверке положительного заключения и не может отказать в выдаче разрешения на строительство даже при грубых нарушениях ГрК РФ, допущенных при проведении экспертизы;
    • внести в ГрК РФ изменения, по которым срок действия заключения экспертизы проектной документации и(или) результатов инженерных изысканий будет составлять 3 года, и по истечении которого заключение не может быть основанием для получения разрешения на строительство, что позволит избежать затягивания строительства и реализации устаревшей проектной документации (требования и нормативы), что будет способствовать повышению надёжности и безопасности объектов капитального строительства.
  7. Оптимизировать требования к организации и проведению экспертизы, составу и содержанию разделов проектной документации:
    • внесение в ч.4.2 ст.49 ГрК РФ изменений, предусматривающих возможность направлять проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий в организацию по проведению государственной экспертизы другого субъекта РФ по согласованию с Минстроем России;
    • соблюдение ч.4.2 ст.49 ГрК РФ в ряде случаев не представляется возможным по причинам: загруженность организации по проведению государственной экспертизы, временное отсутствие необходимых специалистов и материально-технической базы и т.д. Однако действующая редакция ГрК РФ не предусматривает каких-либо исключений из правил территориальной компетенции организаций по проведению государственной экспертизы;
    • обеспечение возможности использования инновационными проектировщиками BIM-технологий; внесение в Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утверждённого постановлением Правительства РФ 16 февраля 2008 г. № 87 изменений, предусматривающих, что по желанию заказчика на объект капитального строительства может разрабатываться 3D цифровая информационная модель, заменяющая собой проектную документацию и соответствующая требованиям указанного постановления.
  8. Оптимизировать требования к содержанию разделов проектной документации:
    • признать утратившим силу абз.6 подп.«б» п.10 Положения, который устанавливает, что к пояснительной записке должны быть приложены документы об использовании земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых они не устанавливаются, выданные в соответствии с федеральными законами органами исполнительной власти, исполнительной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления. Однако документы об использовании земельных участков не связаны с надёжностью и безопасностью объектов и не являются предметом экспертизы, в связи с чем абз.6 подп.«б» п.10 представляется избыточным;
    • изложить подп.«б» п.34 Положения в новой редакции, предусматривающей, что реквизиты документации по планировке территории (проекта планировки территории и проекта её межевания) указываются в разд.1 «Пояснительная записка» только в случае подготовки проектной документации автомобильных дорог и проектной документации особо опасных и технически сложных линейных объектов. Обусловлено нецелесообразностью разработки документации по планировке территории (проекта планировки территории и проекта её межевания) для несложных линейных объектов: инженерных сетей электро-, газо- и водоснабжения;
    • дополнить Положение для выполнения требований ч.13 ст.48 ГрК РФ нормой, предусматривающей, что при проведении капремонта объектов капитального строительства осуществляется подготовка отдельных разделов проектной документации на основании задания заказчика в зависимости от содержания работ; разделы проектной документации на проведение капитального ремонта объектов капитального строительства разрабатываются в содержании, соответствующем объёму работ по капитальному ремонту;
    • скорректировать понятие этапа строительства: определение этапа строительства как строительства одного из объектов капитального строительства, планируемого на одном земельном участке, если такой объект может быть введён в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно (независимо от строительства иных объектов капитального строительства на этом участке), строительства части объекта капитального строительства, которая может быть введена в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно (независимо от строительства иных частей этого объекта капитального строительства), а также комплекса работ по подготовке территории строительства, включающего в себя снос зданий, строений и сооружений, переустройство (перенос) инженерных коммуникаций, вырубку леса, строительство временных зданий и сооружений и др.

Корр.: По вашему мнению, в ближайшее время будет стерта граница между государственной и негосударственной экспертизой, и будет существовать единый реформированный институт экспертизы? Нужен ли он, по-вашему?

Инт.: Единый реформированный институт экспертизы сегодня необходим. Я уже говорил об этом выше. Негосударственная экспертиза должна отвечать всем параметрам государственной экспертизы, ну если не всем, то хотя бы самым значимым. А это зависит и от законодателей и от строительно-архитектурного сообщества, а в конечном итоге, от каждого из нас. Ведь все мы постоянно пользуемся продуктом строительного рынка: жилой дом, офис, кафе, больница, школа, бассейн, торговый центр и многое другое. И наша безопасность, здоровье и жизнь напрямую зависит от того, кто и с какой мерой ответственности выдал положительное заключение на возведение того или иного объекта. А мы с профессиональной точки зрения видим серьёзные, опасные несоответствия в негосударственной экспертизе. Ещё раз повторюсь.

Сегодня предлагается 2 варианта развития института экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, которые будут способствовать повышению качества проектирования, строительно-монтажных работ и безопасности объектов капитального строительства.

  1. Государственный – отказ от негосударственной экспертизы как альтернативы государственной, имея в виду, что положительное заключение негосударственной экспертизы не может носить обязательного характера, являться основанием для выдачи разрешения на строительство и заменять положительное заключение государственной экспертизы.
  2. Либеральный – установление единых правил для государственных и негосударственных экспертных организаций. Должен быть реализован в случае невозможности реализации в ближайшее время первого варианта и представляет собой своего рода «программу-минимум» развития института экспертизы:
    • установление единых требований по срокам экспертизы и размеру её платы – одинаковых для организаций государственной и негосударственной экспертизы. Возможность продления срока должна быть предоставлена и государственным экспертным организациям;
    • утверждение новой формы заключения экспертизы единой для всех;
    • наделение Минстроя России полномочиями по контролю за проведением не только государственной, но и негосударственной экспертизы;
    • возложение на негосударственную экспертизу обязанностей по ведению реестра выданных заключений экспертизы и представлению отчета о своей деятельности;
    • повышение минимально необходимых требований, при условии соответствия которым юрлицо может быть аккредитовано на право проведения негосударственной экспертизы, – увеличение количества аттестованных работников по месту основной работы. Предусмотренное действующим законодательством количество работников (5) заведомо меньше числа разделов/подразделов проектной документации и(или) результатов инженерных изысканий. Возложить на организации как государственной, так и негосударственной экспертизы обязанность уведомлять Минстрой России об уменьшении числа аттестованных работников, работающих по основному месту работы;
    • привлечение к уголовной ответственности руководителей экспертных организаций за представление поддельных документов.
    • сохранение требования о наличии знаний в области законодательства РФ о градостроительной деятельности как одного из требований к претендентам на получение статуса эксперта, при котором необоснованными представляются предложения об увеличении стажа работы претендентов, т.к. большой стаж работы не всегда предполагает знание актуальных требований техрегламентов и современных технических решений.
  3. Корр.: С 1 июля 2015 г. вступает в силу новый перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Как законодательная корректировка отразится на работе проектировщиков и экспертов?

    Интр.: Согласно п.2 Постановления проектная документация, представленная на государственную или негосударственную экспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий до вступления в силу п.1 Постановления, проверяется на соответствие национальным стандартам и сводам правил (частям таких стандартов и сводов привил), включённым в Перечень, утверждённый распоряжением Правительства РФ от 21.06.2010 № 1047-р. Учитывая, что проведение экспертизы проектной документации носит срочный характер, проектировщикам и экспертам необходимо контролировать применение того или иного Перечня, утверждённого Постановлением или Распоряжением, в зависимости от даты представления проектной документации.

    Корр.: Ужесточилось ли на законодательном уровне требование по числу аккредитованных специалистов в компании, осуществляющей деятельность по предоставлению услуг негосударственной экспертизы (Их число должно было возрасти с 5 человек до количества разделов в проектной документации)? Нужно ли в принципе такое ужесточение?

    Интр.: Нет, не ужесточилось. Безусловно, нужно.

    Корр.: Законодательство предусматривает, что организация негосударственной экспертизы имеет право работать на всей территории России. На практике есть ли сложности при работе компании, которая физически находится в Петербурге, а рассматривает проектную документацию по объекту, расположенном в другом российском регионе? (на рынке Петербурга уже есть компании, которые говорят, что у них возникают трудности при работе в Ленинградской области).

    Инт.: Для Мосгосэкспертизы таких сложностей не существует. Проведение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства стало доступно заявителям через Интернет, независимо от места нахождения данного объекта на территории РФ.

    Электронная форма проведения экспертизы очень удобна и позволяет следующее:

    • сократить временные затраты, связанные с проведение указанной услуги;
    • своевременно получать информацию о ходе предоставления услуги через Портал;
    • повысить уровень информатизации о ходе рассмотрения заявки, проектной документации;
    • получить заключение экспертизы в электронном виде фактически без посещения ведомства;
    • повысить открытость и прозрачность проведения экспертизы, снизить коррупционные риски.

    Правительством сегодня ведётся большая работа, направленная на повышение качества проектирования, строительно-монтажных работ и безопасности объектов капитального строительства. А также проводится серьёзный анализ функционирования системы экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.

Пожалуйста, укажите вашу почту

Свяжитесь с нами

Офис

Обратиться

Главный сайт

Позвоните нам по телефону +7 (812) 600-19-18 или
оставьте заявку на бесплатную консультацию

Пожалуйста, оставьте Ваш номер телефона